Г. Е. Горелик. Эрнст Мах и проблема размерности пространства  

// Исследования по истории физики и механики, 1993-1994. М., Наука, 1997, с.79-86.

 

1. Факт трехмерности пространства. 2

2. Эмпириотеоретик в эпоху неевклидовой геометрии. 4

3. В начале был Мах. 11

 

На тему, вынесенную в заглавие этой статьи, автор впервые стал размышлять в 1979 г., накануне защиты своей диссертации. И размыш­ления эти были не историко-, а, скажем так, социально-научными. Дело в том, что диссертанту стало известно, что в защите собирается участ­вовать третий — добровольный —оппонент. Это был прекрасно сохранив­шийся реликт позапрошлого этапа социально-научной истории нашей страны. Его манера крыть трехэтажным диаматом была хорошо известна, и не приходилось рассчитывать на то, что он не наизусть знает "Материа­лизм и эмпириокритицизм".

С помощью цитат из этой книги всякую попытку говорить о проблеме размерности пространства легко было обвинить в идеализме и реакцион­ности. А поскольку Ленин так квалифицирует взгляды Маха на размер­ность пространства [1, с. 186], то имелась также возможность употребить старое грозное обвинение в махизме.

Диссертация называлась "Взаимодействие физики и математики при формировании современных представлений о размерности пространства", и взгляды Маха в ней лишь упоминались, но проблема размерности стояла в центре рассмотрения. Время тогда было малоподходящим для того, чтобы заниматься уточнением формулировок Маха и Ленина и сопоставлять их взгляды с состоянием и историческим опытом науки в 1908 г. Еще менее уместно было говорить о политической, в основном, направленности ленинской книги. Поэтому диссертант, в целях самозащиты от третьего оппонента, запасся цитатами из "Философских тетрадей", где за идеализ­мом признаются некоторые заслуги в развитии философии. Однако эта предосторожность оказалась излишней. Ветеран "физического материа­лизма", видимо, давно не открывал настольные книги и забыл, что Маху досталось не только за комплексы ощущений, но и за сомнения в трехмер­ности пространства. На диссертанта обрушились обвинения лишь в "мо­рально-патриотических" дефектах, что - в конце 70-х годов - только посмешило физико-математическую аудиторию.

Однако вклад Маха в проблему размерности не стал предметом внима­тельного анализа и в монографии [2], и, очевидно, не только потому, что этот вклад относится к предыстории проблемы и что трудно "объять необъятное". Скорее, проявил бдительность собственный - внутренний -- Главлит.

Только восполняя этот пробел, можно убедиться, насколько существен­ным этапом предыстории были размышления Маха, насколько они спо­собствовали переходу от предыстории к истории проблемы размерности пространства.

 

1. Факт трехмерности пространства

 

Факт трехмерности пространства, осознанный теоретически еще пифа­горейцами, привлекал к себе внимание выдающихся мыслителей от Арис­тотеля до Лейбница, однако существенно продвинуться в анализе этого понятия не удавалось. Оно оказалось слишком фундаментальным и в математическом и в физическом смыслах. Все попытки математически "доказать" трехмерность содержали логический круг. Лишь восприятие трехмерности как физического факта позволило Канту выдвинуть смелую идею о физических пространствах других размерностей (хотя и сущест­вующих лишь в "метафизическом смысле").

Идеи Канта, вероятно, стали отправным пунктом для чешского мате­матика и логика Б. Больцано (1781-1848). В его работе 1815 г. "Попытка объективного обоснования учения о трех измерениях пространства" (опуб­ликованной в 1845 г.), правда, речь идет не о физическом статусе факта трехмерности, а о математическом языке, на котором свойство размернос­ти можно описать [3]. Но физический и математический аспекты проблемы размерности взаимосвязаны. Хотя Больцано не удалось "объективно обосновать" факт трехмерности, он весьма преуспел в выработке языка, на котором свойство размерности выражается в локальной форме, более приемлемой для естествоиспытателя, чем абстрактное, сразу глобально бесконечное понятие n-мерного линейного пространства (путь развития идеи n-мерного линейного пространства проходил далеко от физики [4]).

Больцано обнаружил даже два подхода к понятию размерности. Для нас особенно интересен первый, опиравшийся на идею параметрической зависимости и выражавший свойство трехмерности в следующей теореме:

"Имеется система четырех точек, из которых ни одна не определена как сама по себе, так и своим отношением к остальным трем, поскольку оно должно быть охвачено чистым понятием. Однако если такая система четырех точек дана, то каждая другая точка и каждая совокупность точек (значит, всякая пространственная вещь) может быть детерминирована одними только понятиями, выражающими ее отношение к этим четырем точкам" [3].

Язык здесь не слишком однозначен. Однако если учесть, что для Больцано "отношение одной точки к другой" означало расстояние между этими точками, то окажется, что он выразил свойство размерности на метрическом языке. По существу, речь идет о том, что в n-мерном пространстве максимальное число точек, взаимные расстояния между которыми могут задаваться независимо, равно n +1. И положение всякой другой точки задается ее расстояниями до фиксированных.

Не менее важно то, что здесь свойство размерности выражено в локальной, эмпирически "проверяемой" форме и глубоко родственно лейбницевской - реляционной - концепции пространства как отношения тел. (Второй, более поздний и тоже локальный подход Больцано к размерности имел уже гораздо определенную математическую форму, фактически соответствующую топологическому понятию индуктивной размерности [5, 6].)

 

2. Эмпириотеоретик в эпоху неевклидовой геометрии

Вторую половину XIX в. в истории математики можно назвать эпохой неевклидовой геометрии. Именно тогда неевклидова геометрия получила полное признание в математике. Логическим завершением идеи неевкли­довой геометрии стало рождение общей римановой геометрии, "зарегистрированное" в знаменитом докладе Римана 1854 г.

В физической, или философско-физической, геометрии предшествую­щего периода слово "пространство" должно было писаться с большой буквы. Пространство как физический объект отождествлялось с матема­тическим понятием евклидова пространства, это был единственный в своем роде "предмет", и вопросы о его устройстве, каких-то еще неиз­вестных его свойствах не могли даже ставиться. Э. Маху принадлежат важные заслуги в укоренении идеи, что физическое Пространство может описываться различными математическими моделями. Это представление сыграло стимулирующую роль в генезисе ОТО [7].

Опираясь на понимание того, что "основные допущения геометрии, к которым привел опыт, представляют собой идеализации этого опыта" и что "разные понятия могут в области, доступной наблюдению, одинаково точно выражать факты". Мах развивает взгляд на "пространство как частный случай многократно протяженной величины" [8, с. 391, 413].

Мах от имени физиков выражает благодарность математикам "за выяс­нение того факта, что существует несколько удовлетворяющих делу гео­метрий... за устранение традиционных ограничений мышления" [8, с. 415]. Отсюда можно было бы предположить, что Мах просто популяризировал в физике громкие математические результаты по неевклидовой геометрии. Однако фактически дело обстояло иначе.

В книге "Познание и заблуждение" (1905) он говорит о допустимости в принципе (если "вынудит" опыт) перехода к неевклидовой геометрии в двух направлениях: к неевклидовой кривизне (к геометрии Лобачевского или Римана) и к "неевклидову" числу измерений, отличающемуся от трех:

"Если мы оперируем с абстрактными вещами, как то атомами и молеку­лами, которые по самой природе своей не могут быть даны нашим чувст­вам, мы не имеем более никакого права обязательно мыслить эти вещи в отношениях, в относительных положениях, соответствующих евклидову трехмерному пространству нашего чувственного опыта" [8, с. 417].

В примечании к этим словам Мах поясняет: "Находясь еще под влиянием атомистической теории, я попытался однажды объяснить спект­ральные линии газов колебаниями друг относительно друга атомов, входя­щих в состав молекулы газа. Затруднения, на которые я наткнулся при этом, навели меня в 1863 г. на мысль, что нечувственные вещи не должны обязательно быть представляемыми в нашем чувственном пространстве трех измерений. Таким путем я пришел к мысли об аналогах пространства различного числа измерений... Мысль о конечных пространствах, сходя­щихся параллельных линиях и т. д., которая могла возникнуть только при историческом изучении геометрии, была тогда далека от меня".

Интригующая неясность этого пояснения (теория спектров в 1863 г. !?) побуждает обратиться к более ранним работам Маха. Истинный путь к мысли о неевклидовой размерности вполне отчетливо раскрывается в его замечательной книге 1872 г. "Принцип сохранения работы".

Обсуждая одну из любимых своих идей - об интеллектуальных ограни­чениях, сковывающих развитие науки. Мах пишет:

"Нет никакой надоб­ности представлять себе только мыслимое пространственным, т. е. с отно­шениями видимого и осязаемого, и это столь же мало необходимо, как и представлять себе это мыслимое в определенной высоте тонов.
Посмотрим теперь, какой ущерб наносит это ограничение. Система из п точек в пространстве с числом измерений = r определена по форме и по величине, когда даны расстояния между каждыми двумя точ­ками... rn - r(r-1)/2... Между п точками, если комбинировать их по две, мыс­лимы n(n-1)/2 расстояний и, следовательно, в общем больше, чем в пространстве данного числа измерений может быть дано... Для прост­ранства трех измерений число мыслимых расстояний больше числа возможных в этом пространстве расстояний, как только число точек больше четырех, [т. е. уже молекуле, состоящей из пяти атомов, должно быть "интеллектуально" тесно в трехмерном пространстве. – Г.Г.]...
Таким образом, чем больше число атомов в молекуле, тем больше должно быть число измерений пространства, чтобы все мыслимые связи между ними могли быть осуществлены в действительности. Мы привели только пример, чтобы показать, как ограниченно мы поступаем, представ­ляя себе химические элементы расположенными рядом друг с другом в пространстве (трех измерений), и какое множество отношений между элементами может ускользнуть от нас, когда мы выражаем их в формуле, которая именно их обнять не может" [9, с. 33-35].

Это построение Мах снабдил пространным примечанием автобиографи­ческого характера [9, с. 64], объясняя, как он пришел "к взгляду, что вовсе не необходимо представлять себе молекулярные процессы прост­ранственно, по крайней мере, не необходимо представлять себе их в пространстве трех измерений". Упомянув о своей работе над учебником физики для медиков в 1862 г., он указал, что в его лекциях по психофи­зике 1863 г. "уже ясно высказано, что мы не вправе мыслить атомы пространственными".

"Медицинская", психофизическая направленность его тогдашних заня­тий подкреплялась общим расцветом психофизиологии, или физиологии восприятий (Г. Фехнер и др.). С учетом этого вполне естественно, что Мах был хорошо знаком с трудами одного из крупнейших специалистов в психологии того времени - И. Ф. Гербарта (1776-1841). Следует, правда, сказать, что в то время понимание слова "психология" значительно отли­чалось от нынешнего. Книга Гербарта 1824 г. называлась "Психология, как наука, вновь обоснованная на опыте, метафизике и математике" и включала в себя в большей мере то, что сейчас называют философией. Значительное внимание Гербарт уделял понятиям пространства и вре­мени. Для его взглядов в целом характерно лейбницевское понимание пространства и времени как отношения тел и явлений и, соответственно, неприятие учения (зрелого) Канта об априорно заданных и логически единственно возможных формах пространства и времени. Книгу 1824 г. Гербарт заканчивает таким "психологическим" утверждением: "Прост­ранственное и временное, по своему понятию, - нечто относительное;  всякое реальное, рассматриваемое само по себе, есть нечто абсолютное, поэтому-то, и не почему другому, реальное само по себе невременно и непространственно" [10, с. 89]. Такое лейбницианство, как известно, было присуще и Маху.

Однако геометрический априоризм Канта возник не на ровном месте. Априорный элемент присутствовал и у Лейбница, причем именно в вопросе о трехмерности пространства, которую он считал следствием "слепой геометрической необходимости" [2, с. 13-14]. И Гербарт воспроиз­вел этот элемент априоризма в своем "Учебнике психологии" (1834):

"Точно так же необходимо в метафизике учение об умопостигаемом пространстве, которое вполне отчетливо построится по всем трем изме­рениям - просто для потребности метафизического мышления, без всякой примеси чего-либо чувственного" [10, с. 148].

Мах, последовательно и мощно развивавший лейбницевскую реляцион­ную концепцию пространства, здесь споткнулся: "мне бросилось в глаза в выводе умопостигаемого пространства у Гербарта совершенно произволь­ное, а потому и ошибочное ограничение числа измерений. Тогда мне стало ясно, что для нашего разума мыслимы аналогичные пространственным отношения произвольного числа измерений.

Мои попытки механически объяснить спектры химических элементов и несовпадение теории с опытом усилили во мне тот взгляд, что мы не должны представлять себе химические элементы в пространстве 3 изме­рений" [9, с. 36].

Мах отчетливо осознавал радикальность своей идеи:

"Я однако же не осмелился открыто высказать этот взгляд перед ортодоксальными физи­ками. В моих заметках в журнале "Schloemlich'a" 1863, 1864 гг. можно поэтому найти только некоторые намеки.... Взгляды насчет пространства и времени я впервые изложил в моих лекциях по механике летом 1864 г. и в моих лекциях по психофизике, читанных зимой 1864-65 гг. перед очень большой аудиторией, среди которой было и много профес­соров Грацского университета. Важнейшие и наиболее общие результаты этих воззрений я опубликовал в форме кратких заметок в журнале Фихте Zs. fur Philos. 1865, 1866. При этом я был совершенно свободен от всяких внешних влияний, так как статья Римана была обнародована лишь в 1867 году и оставалась совершенно мне не известной" [9, с. 65].

Самостоятельность своего хода мыслей Мах защищает от знаменитого доклада Римана 1854 г. Эта защита вызывает недоумение не только своим приоритетным пылом (необычным для Маха и отражающим, очевидно, значение, которое он придавал своей идее). Больше должно удивлять, от чего Мах защищается. Ведь главное открытие, сделанное Риманом в его докладе, - возможность общей неевклидовой геометрии переменной кривизны. А допущение произвольного числа измерений у Римана соответствует лишь математической общности (в линейной геометрии произвольное значение размерности уже было освоено). Что касается "применения к пространству" (так называется последний раздел римановского доклада, где подразумевается физическое пространство, или Пространство, - в немецкой орфографии это различие менее заметно), то Риман фактически оставляет открытым только вопрос о метрической структуре пространства (а не размерности, или, по его выражению, "протяженности") [11, с. 30-33].

Кстати говоря, Мах "применял к Пространству" не общую риманову геометрию (как Риман), а геометрию постоянной кривизны. А та метри­ческая характеристика размерности, которую Мах обсуждал, явно подра­зумевала представление о метрической зависимости точек в евклидовой геометрии (во всяком случае, только в евклидовой - плоской, линейной -геометрии степень метрической независимости вывести нетрудно).

Так что идейная независимость от доклада Римана обоснования не требует. А вот сам способ определения, "измерения" размерности с по­мощью системы точек заставляет вспомнить о предшественнике, работа которого отстоит чуть дальше по времени, но зато гораздо ближе в пространстве. Соотечественник Маха — Больцано — в работе, опублико­ванной в Праге в 1845 г., как мы помним, использовал ту же самую идею в попытке "объективно обосновать трехмерность" [3]. Конечно идея метрической зависимости системы точек не так уж грандиозна, чтобы не могла возникнуть независимо у разных исследователей. Следует, однако, иметь в виду, что больцановская конструкция не просто дает некий язык для описания размерности, но, одновременно, и некий способ "измерений" размерности; а значит, мыслимы становятся, вообще говоря, значения размерности, отличные от 3. Снятие такого "ограничения мышления" могло стать для Маха отправным пунктом.

Интересно было бы, конечно, обнаружить прямые свидетельства о том, из чьих рук получил Мах проблему размерности пространства. Однако об интересах историков естествоиспытатели заботятся не в первую очередь. Поэтому по большей части приходится довольствоваться косвенными данными.

Не достает прямых свидетельств и о том, кто взял проблему размер­ности из рук Маха, но в этом случае косвенные данные выглядят гораздо более основательно. Это особенно важно, поскольку Мах своим анализом проблемы подготовил переход от предыстории (с преимущественно мето­дологическим содержанием) к истории (для которой характерны конкрет­ные физико-математические построения).

 

3. В начале был Мах

 

Мах следующим образом подытожил свой анализ: "Указанием многообразии, родственных пространству, но от него отличных, были возбуж­дены совершенно новые вопросы: Что такое пространство физиологи­чески, физически, геометрически? К чему сводятся его особые свойства, так как мыслимы и другие? Почему пространство трехмерно? и т. д." [8, с. 420].

В ответах на эти вопросы особенно преуспели А. Пуанкаре и П. Эрен­фест. Хотя у них не найти прямых указаний на источники их интересов к размерности, трудно сомневаться, что влияние Маха было весьма су­щественным.

Пуанкаре, которому особенно удалось продвинуться в математическом описании понятия размерности [2, гл. 2], в статье 1912 г. "Почему прост­ранство имеет три измерения?" [12] разбирает те же вопросы, которые сформулировал Мах. А путь к индуктивному топологическому опреде­лению, которым шел Пуанкаре, проходил через психофизиологические и физические соображения. Хорошо известна и философская близость взгля­дов Маха и Пуанкаре.

В решении физической проблемы размерности шаг принципиальной важности сделал Эренфест. Заглавием своей статьи 1917 г. он также сделал вопрос - "Каким образом в фундаментальных законах физики проявляется то, что пространство имеет три измерения?" [13]. Сама по себе эта формулировка заставляет вспомнить предположение молодого Канта о связи между размерностью и фундаментальным физическим законом: "Трехмерность происходит, по-видимому, оттого, что субстанции в существующем мире действуют друг на друга таким образом, что сила действия обратно пропорциональна квадрату расстояния" [14, с. 69].

Однако главным результатом Эренфеста стала связь размерности не с самими фундаментальными законами, а с их наблюдаемыми следствиями. Именно поэтому работа Эренфеста обосновала факт трехмерности далеко за пределами обыденного, макроскопического опыта - в атомных и в астрономических масштабах. И, что не менее важно, Эренфест дал обра­зец решения проблемы при дальнейшем расширении области изучаемых явлений [2, гл. 4].

Нет свидетельств, что предположение Канта как-то подействовало на Эренфеста, который был вообще довольно безразличен к философии. Ни в его переписке, ни в статьях не встретишь имена философов или ссылки на их работы. Исключение составляет Мах (исключение, впрочем, вполне объяснимое физической ориентацией его философии). Эренфест внима­тельно читал его книги, в частности "Познание и заблуждение" [8, с. 28, 46, 47]. Поэтому эренфестовский анализ спектра атома и в n-мерном прост­ранстве можно рассматривать как определенный (отрицательный) ответ на гипотезу Маха о многомерности пространства в молекулярной физике.

Развитие физики показало, что в трехмерном пространстве не тесно и молекуле, состоящей из пяти атомов, и ядру, состоящему из пяти нукло­нов. Однако это вовсе не исчерпало проблему, поставленную впервые Махом. В последние годы фундаментальная теоретическая физика все более привыкает к гипотезе, согласно которой единая теория поля не помещается в 3+1-мерном пространстве-времени, нужно 26 измерений. При этом в рассматриваемых моделях дополнительные 22 измерения становятся заметны только в планковских, квантово-гравитационных масштабах (~10-33 см), а в макроскопических масштабах действуют обыч­ные 3+1 измерений [16]. Тем самым намечается ответ на важный вопрос (не поставленный, надо сказать, Махом): как несомненную 3-мерность в макроскопических масштабах совместить с возможной много (мало) мер­ностью в иных масштабах? Хотя многомерность пространства в единой теории поля имеет гораздо более серьезные основания, чем соображения Маха о 5-атомной молекуле, пока речь идет только о "теоретической" тес­ноте 3+1-мерности. Если же дополнительные измерения будут надежно зафиксированы в эксперименте, надо будет вспомнить, что в устранении соответствующей "границы мышления" важную роль сыграл Эрнст Мах.

 

литература

 

1. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. T. 18.

2. Горелик Г. Е. Размерность пространства (историко-методологический анализ). М.: Изд-во МГУ. 1983. 216 с.

3. Bolzano В. Versuch einer objektiven Begruedung der Lehre von den drei Dimensionen des Raumes (1815) // Abhandlungen der Koeniglichen boehemischen Gesellschaft der Wissenschaften. Prague. 1843-44 (publ. 1845). Bd. 3 (5). S. 201-215; Schriften. Geometrische Arbeiten. Prag, 1948. Bd. 5. S. 51-65.

4. Розенфельд Б.А. История неевклидовой геометрии. М.: Наука, 1976. 320 с.

5. Больцано Б. Парадоксы бесконечного (1851). Одесса: Матеэис. 1911. 74 с.

6. Johnson DM. Prelude to dimension theory // Arch. hist. exact sci. 1977. Vol. 17. P. 261-290;

1979. Vol. 20. P. 97-130; 1981. Vol. 25. P. 85-110.

7. Визгин В. П. Роль идей Маха в генезисе общей теории относительности // Эйнштей­новский сборник, 1986-1990. М.: Наука, 1990. С. 49-97.

8. Мах Э. Познание и заблуждение (1905). М.: Изд-во С. А. Скирмунта, 1909. 471 с.

9. Мах Э. Принцип сохранения работы (1872). СПб.: Изд-во С. А. Скирмунта, 1909. 68 с.

10. Гербарт И. Ф. Психология. СПб., 1895. 280 с.

11. Риман Б. О гипотезах, лежащих в основании геометрии (1854; публ. 1867) // Альберт Эйнштейн и теория гравитации. М.: Мир, 1979. С. 18-33.

12. Пуанкаре А. Почему пространство имеет три измерения? (1912) // Последние мысли. Пг., 1923. С. 32-47.

13. Эренфест П. Каким образом в фундаментальных законах физики проявляется то, что пространство имеет три измерения? (1917) // Горелик Г. Е. Размерность пространства (историко-методологический анализ). С. 197-205.

14. Кант И. Сочинения. М.: Мысль, 1963. T. 1. 510 с.

15. Эренфест - Иоффе. Научная переписка. Л.: Наука, 1973. 308 с.

16. Морозов А. Ю. Струны в теоретической физике // Эйнштейновский сборник, 1986-1990. М.: Наука, 1990. С. 375-397.

 

Hosted by uCoz